Консультации экспертов - Учет и контроль

Перейти к контенту

Главное меню:

Консультации экспертов

Правомерны ли распределение прибыли прошлых лет и выплата дивидендов за счет нее?



Ризванова Марина Викторовна
генеральный директор




Законодательство не содержит ограничений на выплату денежных средств акционерам общества за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Однако указанные средства можно распределить только при условии, что по решению собрания нераспределенная прибыль не была использована либо не предполагается к использованию для финансирования деятельности организации.

Обоснование позиции:
Порядок распределения прибыли между акционерами общества предусмотрен ст. 42 Федерального Закона РФ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года (далее — «Закон об АО»).

Согласно п. 1 ст. 42 Закона об АО Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям.

Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества [1]. Диви-денды по привилегированным акциям определенных типов также могут выплачиваться за счет ранее сформированных для этих целей специаль-ных фондов общества.

Поскольку ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации опре-деляет понятие дивидендов, то положения ст. 42 Закона об АО применяются в совокупности с нормами налогового законодательства.

На основании п. 1 ст. 43 Налогового кодекса РФ дивидендом при-знается любой доход, который получен акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

По своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, вне зависимости от отчетного периода, за который обществом принимается решение о направлении части прибыли на выплату дивидендов. В анализируемой судебной практике отсутствуют споры об обоснованности дивидендов, начисленных за счет распределения прибыли прошлых лет, однако нами приведена судебная практика, в которой судами в рамках ст. 286 АПК РФ установлена правильность применения норм материального права при принятии решения о распределении прибыли по итогам прошлых лет в качестве дивидендов. Источник — определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2013 г. № ВАС-18087/12, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N 18087/12, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2005 г. № А33-26614/04-с3-Ф02-3800/05-С1, Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 нояб-ря 2012 г. № ВАС-13840/12).

Таким образом, действующее законодательство не содержит огра-ничений по выплате денежных средств акционерам за счет нераспреде-ленной прибыли прошлых лет, которые согласно статье 43 НК РФ призна-ются дивидендами.

Законодательство не содержит ограничений на изменение решений Общества в отношении распределения чистой прибыли.

Обоснование позиции:
Распределенной прибылью акционерного общества может считаться только та часть чистой прибыли, которая была распределена между ак-ционерами в виде дивидендов, то есть перешла в их собственность. Часть прибыли, оставленная общим собранием акционеров в собственности ак-ционерного общества, остается его нераспределенной прибылью, независимо от того, для каких целей акционеры ее предназначи-ли. Нераспределенная прибыль предыдущих лет также может служить источником выплаты дивидендов (может быть распределена).

Пункты 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО устанавливает, что вопрос о распределении прибыли (выплате дивидендов) относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества. При этом Закон об АО не содержит запретов на пересмотр общим собранием акционеров ранее принятых им решений. Иными словами, общее собрание акционеров может изменить прежде принятое им решение и распределить часть прибыли, ранее оставленную в собственности общества.
Однако следует учесть, что если прибыль была распределена помимо выплаты дивидендов еще и на какие-то другие цели, то средства, направленные на такие цели, уже не являются собственностью общества. Таким образом, прибыль, если она ранее была предоставлена в распоряжение общества и фактически использована на соответствующие цели, не может быть перераспределена повторно.

К сожалению, судебной практики по данному вопросу, касающейся именно акционерных обществ, нам найти не удалось.
Однако наш вывод подтверждает судебное решение по делу с весьма схожей ситуацией в обществе с ограниченной ответственностью: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 № 08АП-1714/2009, где говорится: «Обладая правом принимать решение о распределении чистой прибыли, общество не может быть лишено возможности изменить и отменить такое решение по собственному усмотрению, поскольку реализация права предполагает, в числе прочего, отказ от его использования при определенных обстоятельствах... Общество в лице общего собрания участников не лишено возможности изменить решение общего собрания участников, в том числе касающееся распределения чистой прибыли, даже когда ранее принятое решение является действующим и участниками не оспаривается. При этом право принять новое решение при повторном рассмотрении вопроса может быть реализовано, если ранее принятое решение в изменяемой части не исполнено, и не может быть осуществлено в разумный период времени».

Также следует учесть, что подобные выплаты в пользу физических лиц при обложении НДФЛ подпадают под налоговую ставку 9%, в течение ряда лет арбитражная практика по вопросу налогообложения дивидендов из прибыли прошлых лет складывалась в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2006 № Ф08-1043/06-457А, Поволжского округа от 10.05.2005 № А55-9560/2004-43, Восточно-Сибирского округа от 11.08.2005 № А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1, Московского округа от 06.06.2001 № КА-А40/2603-01), а налоговые органы всегда считали выплаты за счет прибыли прошлых лет дивидендами (см. письма УФНС России по г. Москве от 27.11.2008 № 18-15/3/110666@, от 21.02.2007 № 21-18/157, от 13.11.2006 № 20-12/100249).

Обращаем Ваше внимание, что до 1 января 2002 года российское законодательство об акционерных обществах, а именно ст. 42 Закона об АО допускала возможность выплаты дивидендов исключительно из «чистой прибыли общества за текущий год». Данное ограничение было изъято после внесения изменений в пункт 2 статьи 42 Закона об АО согласно Федеральному Закону РФ № 120-ФЗ от 7 августа 2001 года. Согласно Закону об АО, в новой редакции акционерное общество вправе выплачивать дивиденды из «чистой прибыли общества».


Организация распространяет иностранные нормативные документы, скачанные за плату с иностранных сайтов, российским заказчикам.
Должна ли она выступать в роли налогового агента?

Дмитрий Ширяев,
руководитель направления судебной практики

Вопрос: Организация распространяет иностранные нормативные документы, скачанные за плату с иностранных сайтов, российским заказчикам.
Должна ли она выступать в роли налогового агента?

Ответ: С 2017 года изменяется порядок налогообложения отдельных услуг, приобретаемых или реализуемых через сеть Интернет. В НК РФ введена статья 174.2 «Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме».

Пунктом 1 данной статьи было установлено, что оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам, в частности, отнесены предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть Интернет.

Также было уточнено и положение о месте реализации указанных выше услуг. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, по общему правилу местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Пунктом 9 ст. 174.2 НК РФ устанавливается, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в п. 1 той же статьи, местом реализации которых признается территория РФ организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), исчисление и уплата налога производятся организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими эти услуги в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.

В соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что освобождается от налогообложения НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Но по представленному лицензионному соглашению передавались права на публикации — неисключительные права на произведения технической литературы, не указанные в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. В связи с этим российским налогоплательщикам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — в 2017 году будет необходимо как налоговым агентам удерживать и перечислять в бюджет НДС при приобретении через Интернет экземпляров произведений у нерезидентов. Этого не нужно будет делать в том случае, если иностранная компания встанет на учет в России и будет уплачивать НДС самостоятельно.

В части, касающейся налога на прибыль, вводимыми в действие поправками уточнена редакция ст. 306 НК РФ, где в п. 14 указано, что оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в РФ.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

В связи с этим в соответствии с п. 1.1 ст. 309 НК РФ доходы, указанные в пункте 1 этой статьи, подлежали обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Отражение резервного капитала в БУ при реорганизации путем присоединения



Анастасия Рыжанкова
ведущий юрист АКГ «Уральский союз»




Вопрос: Как в бухгалтерском учете отразить резервный капитал в ситуации, когда осуществляется реорганизация в форме присоединения.

Ответ: В ситуации реорганизации путем присоединения одного общества к другому рекомендуются отражать резервный капитал присоединяемого Общества (далее – Предшественник) при процессе присоединения к новому Обществу (далее – Правопреемник) следующим образом.

1. Путем построчного суммирования показателей балансов Предшественника и Правопреемника (в том числе и резервного капитала). Никаких регулировок в разделе баланса «Капитал и резервы» не производится.

2.  Если договором о присоединении предусмотрен уставный капитал Правопреемника, превышающий сумму уставных капиталов реорганизуемых организаций, то в акционерных обществах это возможно только за счет собственных источников реорганизуемых организаций.

При этом стоимость чистых активов правопреемника равна величине его уставного капитала (абз. 2 п. 25 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», абз. 3 п. 50.11 Положения о стандартах эмиссии, утвержденных Банком России 11.08.2014 № 428-П).

В этом случае в учете величина уставного капитала указывается в размере, предусмотренном договором о присоединении.
Резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль реорганизуемых организаций увеличивают уставный капитал правопреемника.

Эксперты предлагают при ликвидации присоединяемого лица резервный капитал и добавочный капитал присоединить к уставному капиталу:
Дебет 82 «Резервный капитал» Кредит 80 - на сумму остатка резервного капитала, присоединенного к уставному капиталу.
Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 80 - на сумму остатка добавочного капитала, присоединенного к уставному капиталу.

Правопреемник в целях формирования бухгалтерской отчетности, не применяя метод двойной записи, производит увеличение кредитового сальдо по счету 80 "Уставный капитал" (без корреспонденции счетов) на сумму уставного капитала Предшественника, т.е. делается запись:
Кредит 80 - отражено увеличение уставного капитала.

Если в договоре о присоединении предусмотрено уменьшение величины уставного капитала Правопреемника с суммой уставных капиталов реорганизуемых организаций, то в бухгалтерской отчетности Правопреемника на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Предшественника отражается величина уставного капитала, равная величине уставного капитала Правопреемника, указанная в договоре о присоединении. При этом разница подлежит урегулированию в бухгалтерском балансе Правопреемника в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 25 Методических указаний).

3. Наличие резервного капитала во вступительном бухгалтерском балансе Правопреемника не предусмотрено Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций. Сумма резервного капитала присоединяется к показателю нераспределенной прибыли заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия.

Данная позиция обусловлена следующим: в силу того, что реорганизуемые организации передают права и обязательства (п. 2 ст. 58 ГК РФ), объем учетной информации о них должен иметь отношение только к тому имуществу, право на которое может быть фактически реализовано Правопреемником. В частности, не могут быть переданы лицензии, так как согласно ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования.

Аналогичная ситуация и с резервным капиталом. Резервный капитал предназначен на покрытие убытков и формируется за счет чистой прибыли.
Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
Таким образом, формальное суммирование показателей резервного фонда присоединяемого общества представляется некорректным, в силу того, что данное общество ликвидируется, следовательно, резервным фондом воспользоваться не может.
Правопреемником формируется резервный фонд в соответствии с его Уставом.
Особенности уступки прав требования по договору аренды с нерезидентом на территории Республики Крым



Климова Светлана Евгеньевна
Генеральный директор




Вопрос:
В 2014 году российской компанией А были заключены с иностранной компанией-нерезидентом (Кредитор) договора аренды движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Крым. Нерезидент не имеет своего представительства на территории Российской Федерации.
Оплата нерезиденту арендной платы компанией А не проводилась.
В ноябре 2016 года компанией А получено уведомление от Кредитора о намерении заключить договор об уступке прав требования долга за аренду с другой российской организацией В (новый кредитор). Должна ли российская организация А исполнять обязанности налогового агента по НДС, учитывая, что денежные средства за приобретенные у нерезидента услуги перечисляются не ему, а российской организации В?

Ответ:
Если иностранная компания-нерезидент оказала на территории РФ российской организации (компании А) услуги по аренде недвижимого и движимого имущества и получатель услуг получила уведомление об уступке иностранцем права требования долга другой российской организации (компании В), то компания А должна исполнить обязанности налогового агента по НДС независимо от того, кому в конечном счете перечисляются денежные средства в оплату данных услуг. По нашему мнению, в момент выплаты (перечисления) денежных средств за приобретенные у нерезидента услуги компания А обязана исчислить, удержать из дохода и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС и налог на прибыль (с учетом положений об избежании двойного налогообложения).

Обоснование
1. Исполнение обязанностей налогового агента по НДС
Как установлено пп. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ, в случае реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговыми агентами являются состоящие на налоговом учете организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают данные товары (работы, услуги) у таких иностранных лиц. Из этого следует, что независимо от того, кому выплачиваются денежные средства, налоговым агентом признается приобретатель таких товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). В этом случае права кредитора-нерезидента переходят к последнему в том же объеме и на тех же условиях (п. 1 ст. 2, ст. 384 ГК РФ). В то же время аналогичных положений в отношении передачи другим лицам обязанностей налогового агента НК РФ не содержит. Наоборот, НК РФ требует, чтобы налоговый агент самостоятельно исполнял обязанности по перечислению налога, если иное не предусмотрено НК РФ (пп. 1, 8 ст. 45 НК РФ). НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда прекращается обязанность по уплате налога, и уступка иностранным нерезидентом права (требования) российской организации в него не входит (пп. 1, 3 ст. 44 НК РФ).

Таким образом, несмотря на то что за приобретенные у нерезидента услуги российская организация перечисляет деньги другой российской организации, она обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. В силу п. 4 ст. 174 НК РФ это нужно сделать одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств нерезиденту. Но поскольку выплаты организация производит не в его адрес, по нашему мнению, моментом уплаты налога в бюджет будет дата перечисления денег по уступке требования.

2. Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль
Ст. 309 Налогового Кодекса определены особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации и в соответствии с положениями данной статьи:
1) п. 1.1. Доходы подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов;
2) п. 3. Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности, в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.
При исполнении обязанностей налогового агента по налогу на прибыль необходимо учитывать наличие соглашения об избежании двойного налогообложения со страной резидентом, которой является иностранная организация.


КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ КОМПАНИИ МАЗАР


Важные изменения Налогового Кодекса Российской Федерации

Федеральные законы № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривают ряд важных нововведений. Обзор основных изменений приведен ниже.

Новые правила переноса убытков на будущее:
1.1. В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена более чем на 50% от суммы убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (применяются в отношении убытков, полученных налогоплательщиками за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года).
1.2. Срок переноса убытков на будущее неограничен.
1.3. Необходимо хранить документацию, подтверждающую сумму переносимого убытка в течение четырех лет с даты окончания налогового периода, в котором налоговый убыток был использован для уменьшения налоговой базы.
1.4. Обращаем ваше внимание, что снятие ограничения по сроку переноса убытков не влияет на решение о признании/не признании отложенного налогового актива на убытки, переносимые на будущее.
1.4.1. В соответствие с пунктом 14 ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.
1.4.2. В соответствие с пунктом 34 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» отложенный налоговый актив должен признаваться в отношении перенесенных на будущие периоды неиспользованных налоговых убытков и неиспользованных налоговых льгот в той мере, в которой является вероятным наличие будущей налогооблагаемой прибыли, против которой можно будет зачесть эти неиспользованные налоговые убытки и неиспользованные налоговые льготы.
Источник: пункт 25 статьи 2 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016.
Налоговый Кодекс: статья 283.

Формирование резерва по сомнительным долгам (правила вступают в силу с 1 января 2017 года):
2.1. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом (дебитором) встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая дебиторская задолженность перед налогоплательщиком только в той части, в которой она превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. Таким образом, формирование резерва по сомнительным долгам допускается на сумму положительной разницы между дебиторской и кредиторской задолженностью контрагента.
Источник: пункт 17 статьи 2 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016.
Налоговый Кодекс: статья 266.
2.2. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
Данное изменение особенно актуально при создании резерва за первый отчетный период года, то есть за первый квартал.
Источник: подпункт «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона 405-ФЗ от 30.11.2016. Налоговый Кодекс: статья 266.

Изменение ставки пени при просрочке перечисления налога
При просрочке по недоимке, возникшей с октября 2017 года предусматривается дифференцированная ставка пени:
  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ при просрочке до 30 календарных дней (включительно);
  • 1/150 рефинансирования ЦБ РФ за просрочку свыше 30 календарных дней.
Напоминаем, что с 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования. Она равна ключевой ставке.
Источник: подпункт «б» пункта 13 статьи 1 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016. Налоговый Кодекс: статья 75.

Уплата налога третьим лицом за налогоплательщика
С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
Данное изменение позволит:
  • юридическим лицам перечислять налоги со своего счета за другие организации;
  • собственникам/директорам осуществлять налоговые платежи организации за счет собственных средств. Это может быть актуально при блокировке счетов юридического лица.
Источник: подпункт «а» пункта 6 статьи 1 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016. Налоговый Кодекс: статья 45.

Изменение нормативов зачисления налога на прибыль
С 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно компании будут перечислять 17% налога на прибыль в региональный бюджет и 3% налога на прибыль в федеральный бюджет.
Источник: подпункт «а» пункта 26 статьи 2 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016. Налоговый Кодекс: статья 284.

Изменение условий для льготы по налогу на имущество
С 1 января 2018 года льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.
Источник: пункт 58 статьи 2 Федерального закона 401-ФЗ от 30.11.2016.
Налоговый Кодекс: статья 381.

Изменение Общероссийского классификатора основных фондов и классификации основных средств по амортизационным группам
С 1 января 2017 года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-2014, утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

В связи с данным обстоятельством Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию Основных средств.
По основным средствам, которые будут введены в эксплуатацию с 1 января 2017 года сроки полезного использования будет определяться по амортизационным группам в соответствии с новыми кодами.

Может ли организация учесть расходы на приобретение для своих работников средств индивидуальной защиты при исчислении налога на прибыль?


Лермонтов Юрий Михайлович
Государственный советник
Российской Федерации 3 класса



Организация применяет общую систему налогообложения и понесла расходы на приобретение для своих работников средств индивидуальной защиты. Данные средства используются в качестве запаса в целях гражданской обороны.
Может ли организация учесть на приобретение для своих работников средств индивидуальной защиты при исчислении налога на прибыль?

Да, организация имеет право учесть рассматриваемые расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что соответствует позиции официальных органов.

Обоснование:
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — Закон № 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций).

На основании статьи 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» (далее — Постановление № 227) расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Согласно пункту 2 Постановления № 227 расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 настоящего Постановления, финансируются: бюджетными учреждениями — в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, — путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В подпункте 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, сталкивающихся с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов непосредственно на территории организации.

Таким образом, положения главы 25 НК РФ предусматривают возможность налогоплательщика учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации затраты на приобретение средств индивидуальной защиты для своих работников, используемых в качестве запаса в целях гражданской обороны.
Обратимся к позиции официальных органов по данному вопросу.

Так в Письме Минфина России от 19.01.2015 № 03-03-06/1/878 указывается, что организация может учитывать в целях обложения налогом на прибыль организаций расходы, связанные с приобретением материально-технических ресурсов, используемых в качестве запаса, создаваемого в целях гражданской обороны, для своих работников в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне при выполнении вышеперечисленных требований в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Также см. Письма Минфина России от 25.11.2014 № 03-03-06/1/59763; от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54958.
Таким образом, исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, а также позиции официальных органов, следует вывод, что налогоплательщик учитывает в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение для сотрудников средств индивидуальной защиты, используемых в качестве запаса в целях гражданской обороны.

Назад к содержимому | Назад к главному меню